НачалоСовременность → 2014-01-10_ru

Балканские гей-парады: развлечение или политика?

[Е. Ю. Гуськова]
Автор: Е. Ю. Гуськова 2014 г.

Опубликовано: http://serbian.ruvr.ru/2014_01_10/Balkanske-gej-parade-zabava-ili-politika/

Версия на сербском: http://www.guskova.info/now/2014-01-10_sr.html


Поговорим о карнавале. Вернее, о гей-парадах. С одной стороны, тема весёлая: гуляют по городам мира разряженные молодые люди и радостно обнимающиеся девушки. С другой стороны, с этими акциями под международным контролем связано много политических коллизий

Проведение гей-парадов стало так называемым экзаменом на демократию, который должны пройти все страны, но особенно восточноевропейские. Причём, правительствам надо не только разрешить проведение таких парадов, но и участвовать в них, доказывая свою преданность идеалам демократии и Евросоюза, отказываясь от "устаревших взглядов" на развитие общества и отношений внутри него.

Постепенно проведение гей-парадов стало сугубо политическим вопросом, что особенно отчётливо видно на примере балканских государств: хочешь вступить в ЕС — проведи в своей стране гей-парад, сделай этот праздник ежегодным, создай для него специальные условия, организуй систему безопасности, огради от тех, кто не понимает смысла пропаганды однополой любви. Существует даже Международный день против гомофобии.

Движение гомосексуалистов зародилось в Европе примерно 30 лет назад, когда гомосексуальность перестала считаться чем-то предосудительным. В Берлине гей-парады стали привычным делом: их прошло уже более 30. Сейчас во многих странах Центральной Европы имеются очень влиятельные гей-сообщества, в них открыто участвуют видные политики. Эта тенденция с каждым годом набирает силу, но в 76 странах гомосексуальные отношения всё ещё наказываются законом. Страны бывшей Югославии ради вступления в ЕС готовы на многое. Но это страны "молодой демократии", их культура основывается на традиционных ценностях. Как в них проходили гей-парады?

Из стран бывшей Югославии самой соответствующей евростандартам является Словения. Гомосексуальность была легализована в Словении ещё в 1977 году. В Любляне находится самое большое словенское гей-лесбийское сообщество. Однополые пары в Словении с 2006 года могут регистрировать свои отношения (но не могут усыновлять детей). Гей-парады здесь стали обыденностью. В 2013 году гей-парад в Любляне возглавил президент страны Борут Пахор. Тема парада была сформулирована так: "Свобода и солидарность - тоже однополая пара". В Словении для представителей сексуальных меньшинств открываются кафе и клубы, сауны, есть свой пляж, проводится фестиваль гей-лесбийских фильмов. В Хорватии история гей-парадов началась в 2001 году, одновременно с процессом присоединения страны к ЕС. Гей-парады в Хорватии поддерживают правительство, президент, политические партии. Города ко дню парада украшаются разноцветными шариками и флагами цветов радуги — символом гомосексуалистов. Кругом плакаты: "Когда вырасту, я буду гомосексуалистом", "Лесбиянство - радость".

Обычно хорваты мирно смотрели на демонстрации ЛГБТ. Но в 2011 году, когда его решили провести в Сплите, горожане выразили протест и блокировали продвижение колонны, против нескольких десятков геев собрались 8 тысяч противников секс-меньшинств, в столкновении с полицией были пострадавшие. В евроструктурах сразу осудили насилие и заявили, что Хорватии еще потребуется "ряд доказательств того, что она готова к присоединению".

В Загребе на гей-параде, который проводился через неделю после Сплитского, были приняты беспрецедентные меры безопасности. МВД Хорватии заявило, что любое нападение на участников гей-парада будет рассматриваться как преступление на почве ненависти. Наблюдатели указывали, что хорватские власти, завершающие переговоры о вступлении в Европейский союз, приложили все усилия, чтобы избежать новых столкновений и критики в свой адрес. В 2012 году гей-парад в Сплите повторили. Чтобы придать значимость шествию, пятеро членов кабинета министров лично следили за ходом мероприятия. В июне 2013 года число участников было самым большим: парад в Загребе собрал уже 15 тысяч участников. Такая массовость объясняется просто: 1 июля Хорватия должна была стать полноправным членом ЕС. И такое масштабное мероприятие — доказательство преданности идеалам Евросоюза.

Македония продержалась без парадов долго. И это очень сильно повлияло на её рейтинг в Евросоюзе. К 2012 году среди гей-сообщества Македония имела рейтинг "-2" по шкале от "17" до "-7". Это означало, что страна отличается "грубыми нарушениями прав человека и дискриминацией в отношении гей-сообщества".

В 2012 году Македонская организация по защите прав геев объявила, что первый парад в Скопье будет проведён в следующем году. В июне 2013-го в Скопье решили провести "Неделю гордости", где планировалось показывать фильмы о сексуальных меньшинствах и вести беседы о правах человека. Но 22 июня, в день начала мероприятий, Центр ЛГБТ в Скопье атаковали участники антигей-движения, забрасывая Центр бутылками, камнями, кирпичами. После этого ни о каких парадах в Македонии пока не заявляют..

Босния и Герцеговина тоже ещё не проводила парадов, хотя о стремлении в ЕС уже заявлено. В 2008 году в Сараеве была сделана попытка организовать "Гей-фестиваль" скромного содержания: выставки, концерты, круглые столы. Но уже на открытии фестиваля его участников жестоко избили, как писали, болельщики и ваххабиты на глазах у полиции. После этого о парадах не вспоминают, хотя тема положения сексуальных меньшинств на сараевском телевидении и радио обсуждается. В Республике Сербской эта тема считается неактуальной. В православной Сербии пропаганда гомосексуализма началась сразу после свержение власти Слободана Милошевича в 2000 году, но 10 лет даже "демократические" власти не решались на проведение гей-парада. Первый и последний "Парад гордости" прошёл в 2010 году. Страна приняла это мероприятие в штыки..

Участников парада собралось около 1000 человек, съехались защитники сексуальных меньшинств со всей Европы, присутствовали представители ЕС, ОБСЕ. На параде были многие сербские политики, акцию поддержало посольство США. Тогда противники гей-парада, названные в полиции "хулиганами", сопровождали парад и далеко не мирно "сталкивались" с полицией. СМИ сообщали о поджогах мусорных баков, перевернутых автобусах, коктейлях Молотова, разбитых стёклах, камнях, брошенных в помещение Демократической партии и Сербской социалистической партии.

Серьёзно протестовала против гей-парада церковь: молитвы в храмах, крестные ходы, семейные шествия. Сопротивление страны напоминало большой бунт. Полиция арестовала более 100 человек, а участников парада развозила по домам в полицейских машинах. Сербские, даже прозападные, СМИ оценили парад, как тяжёлую оплеуху традиционной, семейной, православной и Святосавской Сербии, ведь арестовывали лишь граждан, возмущённых происходящим, а защищали маленькую группу гомосексуалистов. Жёсткость столкновений с полицией принесла и свою пользу: в 2011 и 2012 годах парады не состоялись.

Но активность сообщества ЛГБТ в Сербии не замерла. Его активисты настаивают, чтобы "культура" гомосексуализма изучалась в школах, широко пропагандировалась во всём обществе. Как пишет Владимир Димитриевич, министры культуры Бранислав Лечич (2001-2004) и Воя Брайович (2007-2008), выделяли деньги для поддержки сайта ЛГБТ, но не поддерживали проекты и программы по повышению рождаемости в Сербии.

Зато в 2011 году в Белграде была организована выставка "Нацистский террор над гомосексуалистами. 1933-1945". Выставка пропагандировала возведение памятников жертвам холокоста гомосексуальной ориентации, хотя среди заключённых белградских концлагерей гомосексуалисты не выявлены. А вот хорваты обнаружили 160 геев - жертв нацизма.

В 2013 году гей-парад должен был состояться 28 сентября. Организаторы и полиция готовились основательно. О своём участии заявили даже некоторые члены правительства. Запрещение проведения парада приравнивалось к голу в свои ворота. Европаламент, Совет Европы, западные дипломаты слали в Белград недвусмысленные послания, осуждающие гомофобию. Проведение парада должно было стать знаком "старания Сербии создать культуру толерантности и разноликости". Перед Скупщиной в поддержку парада провели акцию активисты "Инициативы молодых за права человека", развернув плакат "Ждём вас на параде, только 970 шагов с нами". Сербии был дан ясный сигнал, что отказ от парада может сказаться на темпах евроинтеграции.

Но правительство Сербии запретило проведение гей-парада. США выразили своё "огромное разочарование" таким решением. Тут же отреагировал зампред делегации Европарламента по Юго-Восточной Европе Елко Кацин: "Вчера снова шаг назад, когда снова вперёд?". По его словам, деятельность государства в области прав человека, особенно национальных меньшинств, является ключевой для пути в ЕС. Правительство же ссылалось на общественное мнение, которое в большинстве своем - против парадов, а также на прогнозируемые нарушения порядка со стороны противников парада.

В Черногории первое шествие геев прошло в Будве только в июле 2013 года. Оно и понятно: начались переговоры о вступлении в Евросоюз. Черногория относится к странам с патриархальной культурой, обществом, сохраняющим даже родоплеменные обычаи. Последний опрос общественного мнения, проведённый в Черногории, показал, что две трети её жителей полагают, что гомосексуализм — это болезнь, 80% считают, что геи и лесбиянки должны скрывать свою сексуальную принадлежность.

Шествие в Будве состоялось, несмотря на протесты местных жителей и политических партий. В акции участвовало около 40 человек, многие приехали из других стран. Черногорцы не смогли остаться равнодушными к сему явлению, они встретили демонстрантов достаточно агрессивно, бросали в участников камни, бутылки, подожжённые предметы. 20 человек пострадало. Участников парада пришлось эвакуировать из Будвы морским путем.

20 октября гей-парад прошёл в столице Черногории Подгорице. Церковь жёстко осудила парад, назвав его бесчинством. Правительство предприняло беспрецедентные меры безопасности, но потасовок избежать не удалось: 20 полицейских были ранены, 60 протестующих — задержаны. Но Европа в лице докладчика Европарламента Елко Кацина похвалила черногорские власти: организовав гей-парад, Черногория проявила себя как великая страна и должна быть вознаграждена.

В мире набирает силу кампания за либерализацию гомосексуальных браков. В мае 2012 году Европарламент призвал страны ЕС поискать возможность регистрации однополых отношений. В 11 государствах мира уже разрешены однополые браки.

На Балканах пальма первенства принадлежит Словении. Но и Хорватия на пути в ЕС поспешила приступить к легализации однополых браков. Правительство считало, что гомосексуальным парам необходимо предоставить те же права, что и состоящим в браке людям. Но в стране поднялась волна протеста. Согласно проведённому в 2011 году опросу, 47% хорватских старшеклассников считали гомосексуальность болезнью. Более 64% учащихся высказались за запрет публичных выступлений геев.

В июле 2013 года католическая церковь собрала 750 000 подписей (почти пятая часть населения страны) под требованием прописать запрет однополых браков в Конституции. Избежать референдума не удалось. На вопрос: "Вы за то, чтобы в Конституцию Хорватии внести положение о том, что брак является жизненным союзом женщины и мужчины" две трети от пришедших на референдум 1 декабря 2013 г. поддержали эту инициативу. Победив, народ поставил преграду заключению однополых браков. Однако это не помешает лидерам страны, если уж захотят, назвать союз геев или лесбиянок не браком, а пожизненным партнёрством. Как видим, в славянских странах бывшей Югославии движение ЛГБТ развивается по-разному, но сопротивление этому процессу ощущается в большинстве из них.

Copyright © 1972–2018 www.guskova.info
Авторские права защищены.